Пункты программы | Содержание |
Тема эксперимента | Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения с учётом особенностей учреждения и региональных условий |
Актуальность эксперимента | Несмотря на достаточную степень проработанности проблемы оздоровления детей в условиях школы, внедрение имеющихся технологий тормозится в силу отсутствия механизма их адаптации к возможностям конкретного образовательного учреждения (материальным, организационным, кадровым, природным и иным условиям). Отрицательные тенденции в состоянии здоровья детей, анализ экологических, климатических, а также социально-культурологических и демографических особенностей дают основание для проведения специального исследования. Оно будет направлено на разработку содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, адекватных вышеперечисленным факторам. |
Идея эксперимента | Разработка содержания и апробация технологий здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения |
Замысел эксперимента | Разработка содержания и технологий здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения |
Объект экспериментирования | Здоровьесберегающая деятельности образовательного учреждения |
Предмет экспериментирования | Динамика показателей здоровья, физического и психического развития детей, компетентности педагогов в вопросах здравоохранной и здравотворческой деятельности образовательного учреждения |
Педагогическая цель | Обоснование системы здоровьесберегаюшей деятельности образовательного учреждения с учётом региональных условий |
Цели эксперимента | Выявление психолого-педагогических, медико-физиологических условий, обеспечивающих оздоровление обучающихся образовательного учреждения |
Задачи эксперимента | 1. Изучение оздоровительного потенциала разных направлений здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения: 1.1. физкультурно-оздоровительного (особенности дифференцированного подхода к детям с учётом уровня здоровья, организация рекреативной двигательной деятельности), 1.2. рациональной организации учебного процесса; 1.3. просветительско – воспитательного (работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни), 1.4. коррекционно-развивающего (арттерапии и др.), 1.5. создание здоровьесберегающего сопровождения образовательной деятельности детей; 1.6. профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья; 1.7. организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями. 2. Разработка и внедрение в образовательный процесс образовательного учреждения технологий, основанных на интеграции: — деятельности специалистов; — содержания и методов обучения здоровью. 3. Разработка и внедрение программы мониторинга здоровья для образовательных учреждений. |
Гипотеза | Создание и внедрение системы здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения с учётом его особенностей и региональных условий повлечет за собой снижение роста заболеваемости детей, повышение уровня физического и психического развития, а также грамотности обучающихся ОУ и их родителей в вопросах безопасной и здоровой жизнедеятельности. |
Диагностический инструментарий | Основным диагностическим инструментарием является поэтапное обобщение результатов инновационной работы по отдельным направлениям. Разработка диагностических методик по отслеживанию поэтапных фаз и общей результативности эксперимента. |
Критерии оценки ожидаемых результатов | • Снижение заболеваемости детей по показателям: динамичности здоровья (ПДЗ), среднему показателю здоровья (СПЗ), показателю эффективности оздоровления часто болеющих детей (ПЭО), индексу частоты респираторных инфекций (индексу резистентности), • Положительная динамика в уровне развития детей, повышение показателей их работоспособности на занятиях, оптимизация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ. • Повышение профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения. • Рост эффективности использования педагогами образовательного учреждения различных здоровьесберегающих технологий. |
Сроки эксперимента | Сентябрь 2008 — май 2013гг. |
' | Диагностико-прогностический (сентябрь 2008 г — август 2009г.): — анализ структуры заболеваемости детей образовательного учреждения; — подбор диагностических методик; — анализ возможностей состава участников эксперимента; -выявление и формулировка противоречий, обосновывающих организацию экспериментальной деятельности; — разработка программы эксперимента; — распределение профессиональных обязанностей между участниками эксперимента. Организационно-практический (сентябрь 2009_август 2011): — Разработка концептуальных подходов к проблеме здоровьесбережения участников образовательного процесса и формированию системы здоровьесберегающей деятельности детей в условиях образовательного учреждения. Данная задача предполагает изучение научно-теоретических основ изучаемой проблемы, а также опыта организации оздоровления детей в условиях организованного коллектива в России и за рубежом. — Проведение ежегодного мониторинга уровня здоровья, физического, психического и социального развития обучающихся. Полученные данные продемонстрируют наличие динамики в состоянии здоровья, уровне развития детей, что позволит вносит коррективы в программы и технологии с учётом контингента обучающихся и структуры их заболеваемости. — Создание программы согласованных действий и подписание договоров о сотрудничестве с заинтересованными организациями. — Разработка рекомендаций по применению апробированных технологий в условиях образовательного учреждения. Обобщающий этап (сентябрь 2011- август 2012): — анализ результатов эксперимента, -создание материалов по обобщению экспериментального опыта; -соотнесение результатов с исходными данными, -интерпретация результатов экспериментальной работы, их оформление; Внедренческий этап (сентябрь 2012__май 2013): — тиражирование материалов программно-методического характера; — выступление на научных конференциях, областных и городских семинарах для педагогов, психологов, медиков, собраниях и лекториях для родителей; — проведение семинаров и мастер-классов для руководителей образовательных учреждений |
Прогноз возможных негативных последствий | 1. Внедрение экспериментальной программы связано с интенсификацией педагогической деятельности участников эксперимента и повышением психо-эмоционального напряжения педагогов во время проведения открытых занятий, работы экспертной группы по оценке результатов работы. Это может негативно отразиться на их здоровье и отношении к ходу эксперимента. 2. Вероятность негативных результатов эксперимента, отражающихся на здоровье обучающихся практически исключена, так как предполагаемые позитивные результаты обуславливаются конечной целью исследования: обоснование психолого-педагогических, медико-оздоровительных условий оздоровления детей. |
Способы коррекции негативных последствий | 1. В связи с вышесказанным, администрация образовательного учреждения продумала систему компенсаций возможных негативных последствий внедрения экспериментальной программы. Она предполагает введение материальных стимулов повышения качества работы и внедрение специальной программы оздоровления сотрудников коллектива. 2. Воздействие на детей будет осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода и оперативного контроля промежуточных результатов в полном соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях» |
Состав участников эксперимента |